Иерусалим

Иерусалим фото

Возраст этого древнейшего города приближается к 4000 годам. Иерусалим расположен на холмистой, сильно пересеченной местности, что — в сочетании с продуманным архитектурным планом — придает особый шарм даже новым кварталам с многоэтажными домами. Иерусалим — центр одновременно трех религий, чем во многом и определяется его притягательность.

В восточной части города находится святыня евреев всего мира стена Плача — уцелевшая часть западной стены, ограждавшей некогда Второй Иерусалимский храм. Первый Иерусалимский храм был возведен царем Соломоном в 960 году до нашей эры, а в 568 году до нашей эры — разрушен захватившим Иерусалим царем Вавилона Навуходоносором. Строительство Второго храма завершилось в 515 году до нашей эры, после возвращения иудеев в город (тогда попавший под власть персидского царя Кира). Вершины расцвета храм достиг во время правления царя Ирода (37—4 годы до нашей эры). Детальное и восторженное описание Второго храма оставил Иосиф Флавий, а сегодня полюбоваться былым величием можно лишь взглянув на модель (выполнена в масштабе 1:50), которая находится на территории отеля «Холиленд», недалеко от горы Герцля. Второй Иерусалимский храм был разрушен во время Иудейской войны в 70 году нашей эры стена Плача (длина 156 м), сложенная из огромных тщательно подогнанных каменных монолитов, — единственный оставшийся фрагмент храма. Возле стены почти всегда можно встретить молящихся иудеев, которые вкладывают в щели между камнями записки с обращениями к Богу. Возле стены Плача постоянно, начиная с середины XIX века ведутся археологические раскопки, обнаружившие немало древних построек, преимущественно иродианского периода: несколько арок (остатков мостов), ворота, огромный акведук, пробитый в скальном грунте и перекрытый арочными сводами и др.

От стены Плача можно совершить прогулку по Старому городу, окруженному стеной, воздвигнутой в период турецкого владычества Сулейманом Великим (1538—1548). В Старый город можно попасть через одни из семи действующих ворот, например Яффские (1539), расположенные в западной стене. Самые величественные и красивые ворота — Шхемские — построены в XVI веке на месте гораздо более древних (существовавших в II веке до нашей эры). По древней винтовой лестнице можно подняться на самый верх ворот и затем совершить прогулку по стене. Недалеко от Шхемских ворот расположены каменоломни царя Соломона, в которых добывали камень для строительства Первого Иерусалимского храма, немного дальше — Могила Сада, пещерное захоронение у подножия холма, где, по одной из версий, был распят и захоронен Иисус Христос.

За Шхемскими воротами, в северо-восточной части стены находятся Ворота Ирода (названные в честь сына Ирода Великого — Ирода Антипы, в царствование которого произошло распятие Христа). Ворота украшены каменным цветочным орнаментом. Напротив ворот расположен музей Рокфеллера — крупный археологический центр. Львиные ворота, украшенные барельефными изображениями львов, построены в 1538—1539 годах, а вот Золотые ворота известны с начала нашей эры и ведут от площади-сада Харам-эш-Шериф, где расположены знаменитые мечети Старого города, в Иосафатову долину.

Из древних оборонительных сооружений Иерусалима обращает на себя внимание цитадель Давида, построенная Иродом (сохранились лишь фундамент и часть одной из трех башен). Сейчас цитадель представляет собой две четырехугольные соединенные стеной башни, заложенные еще крестоносцами. Над цитаделью возвышается минарет XVII века. От нее же начинается Армянский квартал, основанный в IV веке армянами, бежавшими от преследований на родине. В Армянском квартале расположены монастырь Маронитов, Ассирийский монастырь с богато орнаментированной церковью XII века, Армянский монастырь с кафедральным собором Св. Иакова — памятником раннехристианского зодчества. Интересны также церковь Масличного Дерева (построена в V и полностью перестроена в XIV веке), монастырь Св. Креста.

Недалеко от Сионских ворот находится скромное здание с минаретом: здесь, по преданию, находится усыпальница царя Давида — огромный каменный саркофаг на первом этаже, а на втором — святыня христианского мира, горница Тайной Вечери (почти не сохранилась).

У южной стены Старого города, на невысоком холме, расположен Город Давида — самая старая часть Иерусалима, заложенная царем Давидом. Археологические раскопки обнаружили здесь остатки стен, фундаменты зданий VIII—VII веков до нашей эры. Многие места Города Давида почитаются как иудеями, так и христианами, например, пруд Силоамская Купель, у которого Христос исцелил слепого, о чем упоминается в Новом Завете.

Между Армянским и Мусульманским кварталами в пределах Старого города находится Еврейский квартал — лабиринт узких улочек с обилием синагог и своеобразной архитектуры домов. Практически все они построены во второй половине XX столетия на месте разрушенных в ходе боев 1948 года. О древних временах напоминают лишь многочисленные археологические раскопки.


листами позолоченной меди. В ходе реставрации свинец и медь были заменены алюминиевыми листами, которым придали золотой цвет. Напротив южного входа находится мечеть Аль-Акса, воздвигнутая в 693 году на руинах византийской базилики. В северном крыле мечети обозначено место, с которого по преданию вознесся на небо пророк Магомет. Во времена крестоносцев (захватили Иерусалим в 1099 году) в мечети располагались рыцари-тамплиеры. Кроме названных в Иерусалиме имеется еще 34 мусульманских храма.

Северо-западная часть Старого города занята Христианским кварталом, своеобразный стержень которого — Виа Долороза (Скорбный Путь, или Крестный Путь), простирающаяся от Гефсиманского сада за пределами Старого города, где Христос был схвачен стражей, через Львиные ворота до Голгофы и Храма Гроба Господня, где Христос был казнен и захоронен. Буквально каждый метр Виа Долороза воскрешает события, описанные в Новом Завете: на территории нынешнего женского католического монастыря Сестер Сиона находилась башня Антония, где римский прокуратор Понтий Пилат осудил Христа; арка с крытой галереей, с которой Пилат показывал Христа толпе, воскликнув: «Экце хомо и другими. Все памятные места отмечены храмами (православными, католическими и т. д.), часовнями. Впрочем, сейчас трудно говорить о действительном соответствии Виа Долороза пути, пройденному Христом: в то время все улицы лежали на два метра ниже современной поверхности и мало что сохранилось до наших дней, кроме мостовых и фундаментов.

В конце Виа Долороза находится Храм Гроба Господня. Сейчас храм даже отдаленно не напоминает первоначальное сооружение, разрушенное в VII веке персами. Современное здание построено в 1130—1149 годах, когда Иерусалим стал столицей христианского государства. У входа в храм находится камень Помазания, на который было положено для умащения ароматическими составами перед погребением снятое с креста тело Христа. Внутри храма находится часовня с двумя притворами, поставленная в 1810 году над пещерой Гроба Господня. Позади часовни — притвор греческой церкви, напротив — притвор русской православной церкви. От камня Помазания две лестницы ведут вверх — к вершине Голгофы, где, по преданию, стоял крест, на котором распяли Христа (место отмечено серебряным диском с отверстием в середине). Пространство разделено колоннадой на две части, принадлежащие греко-ортодоксальной и римско-католической церквам.

За пределами Старого города находится немало других достопримечательностей: Кедронская (или Иосафатова) долина с гробницами начала нашей эры, Масличная гора, где находится Гефсиманский сад, церковь Св. Магдалины (построенная на деньги российского императора Александра III), многие другие места, часто связанные с деяниями Иисуса Христа (первоначальные здания, например дом Лазаря, как правило, не сохранились, их расположение отмечено более поздними часовнями и церквами).

Новый город начал расти с середины XIX века и весьма разнолик. Своеобразен основанный в 1874 году квартал Меа Шеарим, до сих пор населяемый почти исключительно ортодоксальными ревнителями иудаизма. На возвышенности Гиват Рам находится здание кнесета (парламента), построенное в 1966 году в смешанном стиле классицизма и модернизма. Холл кнесета украшен гобеленом по рисунку Марка Шагала. Интересен Национальный музей Израиля и входящий в его состав Храм книги, где среди множества уникальных книг и рукописей хранятся величайшие реликвии — подлинный свиток книги пророка Исайи и широко известные «Свитки Мертвого моря». Само здание Храма книги интересно и как образец современного архитектурного искусства. Недалеко от кнесета находится монастырь Креста, основанный в IV веке и до XVII века принадлежавший грузинской православной церкви. На склонах горы Герцля раскинулось военное кладбище. Рядом находятся могилы известнейших деятелей еврейской культуры, президентов и премьер-министров Израиля. У подножия горы расположен мемориальный комплекс «Яд ва-Шем» — институт и музей, посвященные жертвам Холокоста — катастрофы, постигшей еврейский народ в годы второй мировой войны. Стоит посетить и медицинский центр «Хадаса», украшенный витражами Марка Шагала.

Фотографии

Иерусалим фотоИерусалим фотоИерусалим фотоИерусалим фотоИерусалим фотоИерусалим фотоИерусалим фотоИерусалим фотоИерусалим фотоИерусалим фото

Отзывы:

Отзывов пока нет

Ваш отзыв

Ваше имя:

Комментарий:




Реклама