> > > > Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург фото

Санкт-Петербург (Петербург) (в 1914—1924 Петроград, в 1924—1991 Ленинград) — город в России, важнейший промышленный, научный и культурный центр. Морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной (в дельте р. Невы) порты; конечный пункт Волго-Балтийского водного пути. Население: 4695,4 тыс. жителей (1999); включая населенные пункты, подчиненные Санкт-Петербургской мэрии, 4801 тысяч жителей (1996).

Санкт-Петербург основан в 1703 Петром I. В 1712—1728 и 1732—1918 столица России. В Санкт-Петербурге ряд выдающихся архитектурных ансамблей 18—19 вв.: комплекс Петропавловской крепости, Александро-Невская лавра, Смольный, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Дворцовая площадь с Зимним Дворцом, Александровской колонной и аркой Главного штаба, площадь Декабристов (бывшая Сенатская) с памятником Петру I («Медный всадник», открыт в 1782), Исаакиевским собором; ансамбль Невского проспекта — Казанский собор, улица зодчего Росси и площадь Островского с Санкт-Петербургским академическим театром драмы и Российской национальной библиотекой, площадь Искусств со зданием Русского музея, Марсово поле, Летний сад и Инженерный замок. Среди памятников классицизма и ампира: Академия художеств (1764—1788), Адмиралтейство (1806—1823, архитектор А. Д. Захаров), Горный институт (1806—1811, архитектор А. Н. Воронихин), Нарвские ворота (1827—1834, архитектор В. П. Стасов), мосты. В 1960 создан архитектурно-мемориальный комплекс на Пискаревском кладбище. В пригородах Санкт-Петербурга — Петродворце (Петергофе), Пушкине (Царском Селе), Павловске, Гатчине — дворцово-парковые ансамбли 18—19 вв.

Петербург — первый город России, который чуть ли не с основания стал развиваться по заранее разработанному плану (первый план города датирован 1716). Это определило высокий градостроительный уровень и способствовало формированию городских ансамблей, характерных для конца 18 — начала 19 вв.

Очень быстро вблизи крепости стал застраиваться городской остров — нынешняя Петроградская сторона. Там были построены сохранившиеся доныне домик Петра и палаты его приближенных. Осенью 1704 в устье Невы началась постройка Адмиралтейской корабельной верфи с крепостными укреплениями. В Петербурге работали зодчие разных национальностей: швейцарец Доменико Трезини, итальянец Марио Фонтана, француз Жан Батист Леблон, немец Андреас Шлютер и др. Наряду с ними работали и русские зодчие: М. Г. Земцов, И. К. Коробов, Г. Н. Усов, П. М. Еропкин и др.

Архитектура этого периода отличается регулярностью и представительностью при относительной сдержанности декоративного убранства. Это объясняется специфическими условиями строительства: поспешностью, утилитарным характером строительства, недостатком строительных материалов, природными особенностями местности. На рубеже первых десятилетий 18 в. активизируется каменное строительство: в 1710—1714 возводится дворец Меншикова на Васильевском острове, с 1713 начинается строительство Александро-Невской лавры с деревянной церковью, начинает строиться Петропавловский собор и летний дворец Петра в Летнем саду, заложенном в 1704.

В архитектуре начала 18 столетия отразилась художественная направленность русского зодчества 17 в. с ярко выраженной декоративностью (Кунсткамера и здание Двенадцати коллегий). Архитектуру Петербурга той поры условно называют «барокко первой трети 18 в.».

В середине 18 в. в городе строятся дворцы, усадьбы вельмож с прекрасными парками, богатые храмы. В это время в Петербурге работают такие крупные зодчие, как В. В. Растрелли, Антонио Ринальди, Валлен-Деламот, С. И. Чевакинский. Они стали представителями самобытного стиля русского барокко середины 18 в. Лучшими примерами этого стиля являются произведения Растрелли — Зимний дворец, Смольный монастырь, дворцы Строганова и Воронцова, а также Никольский собор архитектора Чевакинского.

Зимний дворец занимает главенствующее место в центральном ансамбле города на Дворцовой площади. Это грандиозное здание отличается выразительной пластикой архитектурных деталей, колоннад, фронтонов, обилием скульптуры.

В эпоху классицизма в России работали виднейшие иностранные мастера: Валлен-Деламот, Ринальди, Чарлз Камерон, Кваренги. Это направление в архитектуре проявилось отчасти в облике здания Академии художеств (1765—88). В 1768—85 по проекту Ринальди неподалеку от Летнего сада был построен Мраморный дворец. Таврический дворец, построенный по проекту Старова в 1789, прекрасно выразил образ монументального дворца-усадьбы.

Исключительная роль в ансамблевой застройке центра Петербурга принадлежит зодчим А. Н. Воронихину, А. Д. Захарову, К. И. Росси, авторам наиболее значительных зданий. Огромное влияние на формирование городского района близ Невского проспекта оказало прекрасное творение Воронихина — Казанский собор (1801—1811). В 1837 на площади перед собором установили памятники М. И. Кутузову и Барклаю-де-Толли скульптора Б. И. Орловского.

Правильное понимание роли Невы в архитектурном облике города проявил зодчий Тома де Томон, застроивший стрелку Васильевского острова и создавший выразительное здание Фондовой биржи (1805—10). Стоящие перед Биржей ростральные колонны-маяки высотой 34 м у подножья дополнены 5-метровыми аллегорическими скульптурами из камня. Полная реконструкция Адмиралтейства была осуществлена в 1806—23 по проекту выдающегося мастера классицизма Захарова, создавшего комплекс, ставший высотной доминантой центра города.

После Отечественной войны 1812 года возникли такие крупные ансамбли, как ансамбль Михайловского дворца, Александрийского театра, Главного штаба, Сената и Синода, автором которых был выдающийся мастер Карл Росси. В ансамбле Дворцовой площади против Зимнего дворца Росси расположил протяженное здание Главного штаба, создав в центре его двойную монументальную арку, символизирующую военную мощь России. Арка увенчана триумфальной колесницей Победы, выполненной по модели скульпторов В. И. Демут-Малиновского и С. С. Пименова.

В 1858 закончен и освящен Исаакиевский собор, который строился 40 лет (автор проекта Огюст Монферран). Четыре больших портика собора украшены 48 колоннами высотой 18 м. Всего на соборе 112 колонн из монолитного полированного гранита. Собор венчает позолоченный купол, внутренний диаметр которого 22 м. Панораму Петербурга трудно представить без этого золотого шлема, видимого за многие километры. Великая Отечественная война оставила следы на стенах и колоннах собора.

Исаакиевская площадь была задумана архитектором Чевакинским еще в 1762, однако окончательно она оформилась в начале 20 столетия.

Во второй половине 19 в. в городе появляется большое количество доходных домов различного вида, особняки купцов и промышленников. Возникают совершенно новые типы сооружений: банки, торговые пассажи, железнодорожные вокзалы, большие заводы. В архитектуре шел активный процесс стилизаторства и эклектичного использования различных стилей. Все больше используются новые технические достижения: железобетон, металлические конструкции, большеформатное стекло. Произведения архитекторов А. И. Штакеншнейдера, Н. Ефимова, Ф. Брюллова, К. А. Тона оказали большое влияние на облик города.

Примерами модерна являются: дом купца Елисеева и здание компании «Зингер» на Невском проспекте, Царскосельский вокзал, особняк балерины Кшесинской и др. В противовес этому направлению возводятся здания, в которых возрождаются приемы русского классицизма и итальянского Возрождения. Это течение, получившее название «неоклассицизма», представлено работами М. Лялевича, В. А. Щуко, А. Белогруда, И. А. Фомина.

Сразу после Октябрьской революции были созданы первые архитектурно-планировочные организации. В работу активно включились крупные петроградские архитекторы А. И. Гегелло, В. Г. Гельфрейх, А. С. Никольский, Л. В. Руднев, И. А. Фомин. За Нарвской, Московской, Выборгской заставами разворачивается строительство жилых домов и общественных зданий. Появляются новые типы сооружений: Дома культуры, клубы, фабрики-кухни, дома-коммуны, а позднее Дома советов. Архитектура этого периода отличается своеобразной выразительностью, чрезвычайной простотой и обычно характеризуется понятием «конструктивизм». В середине 1930-х гг. конструктивистская архитектура уступает место поискам стиля, который бы отвечал принципу «национальный по форме, социалистический по содержанию». В ленинградскую архитектуру пробивают себе дорогу приемы и формы из арсенала классического зодчества, прежде всего русского.

Генеральный план, принятый в 1935, предусматривал комплексную застройку в районе бывших окраин. Эти работы были прерваны начавшейся Великой Отечественной войной. За годы блокады в результате артобстрелов и бомбардировок было выведено из строя более 5 млн кв. м жилой площади, полностью или частично сожжено свыше 3 тыс. жилых домов, около 400 школ, сотни предприятий. Сильно пострадало около 200 историко-архитектурных памятников. Ряд памятников, таких как «Медный всадник» и скульптуры Аничкова моста, удалось укрыть или зарыть в землю.

Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда. В первое послевоенное пятилетие развернулись работы по восстановлению разрушенных жилых домов, промышленных зданий, реставрации памятников архитектуры. Подвиг ленинградских реставраторов, восстановивших памятники Ленинграда и его пригородов, не имеет аналогов в истории зодчества.

В 1951 был принят откорректированный генеральный план, в котором большое внимание уделялось реконструкции и благоустройству городского центра. Среди крупнейших достижений послевоенного строительства следует назвать создание первой очереди метрополитена и закладку двух грандиозных парков — Московского и Приморского с гигантским стадионом на 100 тыс. человек. В начале 1950-х гг. в Ленинграде впервые была осуществлена идея заводского изготовления зданий. Упрощенное архитектурное решение панельных зданий заводского изготовления можно назвать «техницизмом в архитектуре».

По генеральному плану осуществляется грандиозный градостроительный замысел выхода города к морю. Ленинградцы получили доступ непосредственно к просторам залива, к приморским набережным и паркам.

В Петербурге-Ленинграде жили и творили многие выдающиеся люди России, перечислить всех невозможно. Наиболее известные маршруты туристического паломничества: квартира Пушкина на Мойке, «Петербург Достоевского», Фонтанный дом (бывший дворец Шереметевых, в котором долгое время жила Анна Ахматова), Литейная, 36 (Н. А. Некрасов), «Петербург Блока» — Пряжка и ректорский дом и др.

Петербург — самый посещаемый туристами город России, особенно во время «белых ночей», когда начинают работать фонтаны в Петергофе и устраиваются театрализованные представления. Незабываемое впечатление оставляют путешествия по каналам Петербурга.

Фотографии

Санкт-Петербург фото

Отзывы:

Отзывов пока нет

Ваш отзыв

Ваше имя:

Комментарий:




Реклама

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (19)